МКОУ Луговская средняя образовательная школа
628220, ХМАО - Югра , Тюменская область, Кондинский р-н, пгт Луговой, ул. Пушкина, дом 8
  • Советы психолога

    Никто не спорит, что дети - самое прекрасное и важное, что есть в нашей жизни. Но верно и то, что родительство - очень ответственное и сложное дело. Быть родителями - просто, когда ты понимаешь, что и зачем ты делаешь.
    Советы психолога.

    Никто не спорит, что дети - самое прекрасное и важное, что есть в нашей жизни. Но верно и то, что родительство - очень ответственное и сложное дело. Быть родителями - просто, когда ты понимаешь, что и зачем ты делаешь. Секрет легкого родительства кроется в отношениях между детьми и взрослыми. Когда ребенок находится в правильных отношениях с родителями, он будет проявлять большинство характеристик «ребенка, которого легко растить», что создаст положительный контекст для воспитания и взросления и позволит родителям успешно справиться со своей задачей. 
    Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.
         Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
         Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
         Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

         Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
         Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
         Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
         Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
         Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни гаджет не заменят вас.
         Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
         Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
         Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
         Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
         Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
         Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты!
         Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
    И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

    Как помочь ребенку учиться?
    1. Каждый день спрашивайте ребенка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребенок чувствует вашу заинтересованность в его делах. 
    2. Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребенка сочинение не надо. 
    3. Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребенком прочитанное: что больше всего запомнилось? что понравилось, а что нет? 
    4. Читайте вместе с детьми книги по ролям. 
    5. Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребенка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребенок перестает верить в свои силы). 
    6. Повторяйте ребенку, что вы ждете от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех. 
    7. Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся. 
    8. Старайтесь быть для ребенка примером человека, который постоянно учится. 
    9. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребенку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них? 
    10. У ребенка должно быть свое место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка.
     

    Где учиться ребенку с ОВЗ? 
    Право на образование детей с ОВЗ закреплено действующим законодательством РФ и нормами международного права. Родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка. 
         К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети: 
         с нарушением слуха; 
         с нарушением зрения; 
         с тяжелыми нарушениями речи;
         с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; 
         с нарушением интеллекта; 
         а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями). 
    В число детей с ограниченными возможностями здоровья входят и дети – инвалиды. 
    В России существует несколько вариантов обучения детей с ОВЗ: Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. В России создана достаточно широкая дифференцированная сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью. 
    Минусами образования детей с ОВЗ являются значительная удаленность специальные (коррекционные) учреждения от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Помещение школьника или дошкольника в одно из этих учреждений лишает семью (родителей и ребенка) полноценного общения, разрывает в большей степени семейные узы.

    Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Обучение на дому, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество. 
    Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.). Данный вид образования также ведет в дальнейшем к трудностям социальной адаптации и интеграции ребенка в общество. 
    Инклюзивное обучение ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении вместе со здоровыми детьми. Это обучение в коррекционных классах общеобразовательных школ или включение ребенка в массовый класс. Это форма дифференциации образования. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье. Важным условием организации образовательного процесса для детей с ОВЗ является учитель. Однако на сегодняшний день единицы учителей имеют специальную подготовку для работы с детьми с ОВЗ. В школах отсутствуют или в недостаточном количестве такие специалисты, как логопед, дефектолог, а также медицинские работники, психологи, социальные педагоги.
    Интегрированное (инклюзивное) обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов массовых, так и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности – обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях – в условиях массовой школы.
    Педагог-психолог, 
    Е.Н. Гайсина 
    Использованная литература:
    1.  Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука) [Текст]: / Сост. — Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина Н.С., Шипилова Е.В., 2014. — 133 с. — 100 экз.
    2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie